Изменения в экологическом законодательстве в 2022 году

Изменения в экологическом законодательстве в 2022 году

Изменения в экологическом законодательстве в 2022 году

В 2022 году начали действовать многие нововведения, относящиеся к санитарно-защитным зонам, экологическому развитию РФ, контролю за вредными выбросами в атмосферу и не только. Рассмотрение данных обновлений представляется критически важным для всех предприятий и юридических лиц, деятельность которых тем или иным образом соотносится с вопросами охраны окружающей среды и экологического благополучия.

Сфера обращения с отходами

В этой сфере одними из наиболее значимых изменений стало определение новых тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления, которые могут быть классифицированы как относящиеся к 1-2 классам опасности.

Определяющий это приказ ФАС №220/22 от 18 марта 2022 года определяет, что эти тарифы до 31 декабря 2026 года включительно составят для отходов потребления и производств:

  • 222 907,36 руб. за тонну для 1 класса опасности;
  • 62 468,26 руб. за тонну для 2 класса опасности.

Данные тарифы приведены без НДС

Стоит также упомянуть Приказ Минприроды России от 11 июля 2021 года, который определяет четкие требования в правилах обращения с группами однородных отходов 1-4 классов опасности. Данные правила должны неукоснительно соблюдаться не только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, но и обычными гражданами. Такими отходами и в 2022 году считаются:

  • части автомобильных камер, шин и покрышек;
  • аккумуляторные батареи, а также отходы их электролитов;
  • лишившиеся потребительских свойств синтетические и минеральные масла;
  • потерявшее потребительские свойства оптическое, электронное и компьютерное оборудование.

Граждане, чтобы избавиться от данных отходов, могут, в частности, с отходами электронного оборудования обращаться к определенным категориям лиц, занимающимся соответствующей деятельностью по их приему и дальнейшей безопасной утилизации либо переработке.

Что касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то они, согласно законодательству, должны на протяжении 11 месяцев со дня появления отходов, принадлежащих к группе электронного оборудования, передать их соответствующим организациям.

Лицензирование эксплуатации химически опасных объектов

Постановлением Правительства РФ №160 был актуализирован порядок лицензирования эксплуатации химически и взрывопожароопасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности. Данное постановление затронуло, в частности, правила оценки того, насколько лицензиат или соискатель лицензии соответствует лицензионным требованиям при проведении оценки выездной либо документарной.

Были также определены сроки, в течение которых может быть принято решение о предоставлении лицензии либо решение об отказе в этом, а также на протяжении которых может производиться внесение изменений в реестр лицензий либо может быть выдан отказ о внесении данных изменений. Эти сроки составляют:

  • не более 30 рабочих дней при условии, что заявление было подано в бумажном виде;
  • не более 23 рабочих дней при условии, что заявление было направлено посредством электронного документа через Единый портал государственный и муниципальных услуг.

Регулирование обращения озоноразрушающих веществ

Одним из важнейших обновлений экологического законодательства 2022 можно считать вступившее в силу 22 февраля Постановление Правительства №206 от 18 февраля 2022 отразилось значительными изменениями в сфере регулирования обращения и использования веществ, которые способствуют разрушению озонового слоя.

В этом Постановлении содержится перечень всех озоноразрушающих веществ, которые подлежат государственному контролю. Кроме того, индивидуальные предприниматели и юридические лица теперь освобождаются от обязанности подавать соответствующую отчетность об использовании данных веществ в применяемом в их деятельности оборудовании.

Проверочные листы

Согласно Приказам Роспотребнадзора №15 от 22 февраля 2022 и №16 от 24 февраля 2022, формы проверочных листов для двух органов федерального государственного контроля были изменены следующим образом:

  • форма для экологического контроля актуализирована;
  • форма для геологического контроля утверждена.

Посредством анализа ответов, данных на контрольные вопросы указанных форм, становится возможно понять, придерживается ли конкретное лицо обязательных требований.

Федеральная программа по экологическому развитию России

Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на период с 2021 по 2030 год была утверждена Постановлением Правительства РФ №133.

Несмотря на то что программа стартовала 22 февраля 2022 года, ее положения охватывает соответствующие правонарушения, возникшие в том числе и в 2021 году.

Согласно содержанию программы, законодательные меры направляются на то, чтобы:

  • улучшить состояние окружающей среды;
  • обеспечить экологическую безопасность по всей стране, особое внимание уделяя этому вопросу в населенных пунктах и в районах, где действуют потенциально опасные для экологии предприятия;
  • изучение климата, в том числе процессов его изменения;
  • обеспечить стабильное и сбалансированное социально-экономическое развитие страны, одновременно добиваясь максимального снижения выброса парниковых газов.

Лицензирование

Согласно Постановлению Правительства РФ №271 от 28 февраля 2022 произошли изменения в правилах лицензирования деятельности, которую возможно классифицировать как сбор, транспортировку, обработку, размещение, а также обезвреживание и утилизацию отходов, принадлежащих к 1-4 классам опасности. Данные изменения, в частности, коснулись следующего:

  • порядка подачи заявлений для внесения изменения в реестр лицензий;
  • сроков, в течение которых уполномоченными органами может быть принято решение о том, чтобы предоставить либо не предоставить лицензию;
  • требований, которым должны соответствовать лицензиат и соискатель лицензии;
  • правила оценки того, как лицензиат либо соискатель лицензии соответствует или не соответствует лицензионным требованиям.

Кроме того, как мера поддержки экономики страны и граждан на фоне санкций, Постановлением Правительства №353 от 12 марта 2022 было принято решение о продлении срока лицензий и прочих видов разрешительных документов на 12 месяцев, причем это происходит автоматически, а сам процесс получения этих документов или при необходимости — их переоформления, максимально упрощен.

Утилизационные сборы

С целью поддержать в стабильном состоянии деятельность производителей автомобильной техники, Постановлением Правительства РФ №287 от 04 марта 2022 был срок уплаты утилизационного сбора, относящегося к I-III кварталам 2022 года. Однако, данная мера затронет лишь те предприятия, число сотрудников которых составляет по меньшей мере 5000 человек, а также принадлежащие им дочерние организации.

Таким образом, в срок до 20 декабря 2022 года, согласно законодательству, необходимо оплатить утилизационный сбор:

  • за IV квартал 2021 года и I-III кварталы 2022 года при условии, что к предприятию названной отрасли были применены иностранные санкции;
  • за I-III кварталы 2022 года для всех остальных.

Теми же самыми возможностями отсрочки уплаты утилизационного сбора могут воспользоваться производители коммунальной, включая прицепы к ней, а также производители дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники.

Перечень объектов высокой энергетической эффективности

Данный перечень был уточнен Постановлением Правительства РФ №129 от 08 февраля 2022 и начиная с 18 февраля 2022 года к данным объектам должны относиться электрозарядные станции электромобилей, при условии, что их мощность превышает 150 Квт.

Одним из результатов принятия данного Постановления является то, что теперь компании-изготовители названных установок могут воспользоваться специальными льготами в плане налогообложения, обратившись к тем из них, которые предназначены для организаций, вводящих объекты высокой энергоэффективности.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в воздух

Согласно Приказу Минприроды РФ №871 от 19 ноября 2021 года, начиная с 1 марта 2022 года обновились положения, посредством которых возможно учитывать выбросы как от передвижных, так и от стационарных их источников. Данные изменения имеют большое значение для процедуры инвентаризации выбросов. Перечень передвижных источников, которые должны быть включены в отчет об инвентаризации, включает, в частности, следующие источники:

  • суда водные;
  • самолеты;
  • ЖД транспорт;
  • автомобили;
  • сельскохозяйственная техника;
  • техника строительная.

Однако, это далеко не полный перечень того, что теперь попадает под строгие меры экологического контроля. Помимо выбросов, которые способны производить передвижные источники, также предполагается учитывать тот вред, который они способны направлять в окружающую среду, когда находится на стоянках и когда выполняется их ремонт и регулярное техническое обслуживание.

Исключения в данном приказе есть и касаются они, в первую очередь тех объектов НВОС, где не выполняются работы по промышленному производству, а также объектов, в процессе деятельности которых используются:

  • легковые автомобили;
  • автобусы для пассажиров в числе до 20 машин в сутки;
  • грузовые автомашины в числе до 3 машин в сутки.

Получите бесплатную консультацию

Сообщение отправлено, мы свяжемся в ближайшее время.

Комплексное экологическое разрешение

Начиная с 1 марта изменилась форма заявки, подаваемой с целью получить комплексное экологическое решение (КЭР), что было утверждено Приказом Минприроды РФ №780 от 22 октября 2021 года. Кроме того, приказ затронул форму КЭР.

Получать комплексное экологическое разрешение обязаны все предприятия, в составе которых наличествуют объекты, классифицируемые как относящиеся к 1 и 2 категориям опасности. При условии, что такое разрешение будет получено ими до 1 сентября 2022 года, данные предприятия смогут воспользоваться продленным на 2 года сроком создания систем автоматического контроля.

Изменения затронули и крайние сроки, до которых хозяйствующие субъекты обязаны подать заявки на КЭР — они были перенесены с 31 декабря 2022 года на последний день 2024 года. Данное изменение относится к объектам 1 категории опасности вкупе с негативным влиянием на окружающую среду, а также к объектам, деятельность которых образует сбросы, выбросы загрязняющих веществ с общим вкладом в суммарные выбросы и сбросы данных веществ в РФ от 60 процентов.

Предоставление водного объекта в пользование

Согласно Приказу Минприроды России №51 от 31 января 2022 года, обновлена форма решения о предоставлении водного объекта в пользование. Данное решение может быть принято Росводресурсами, его территориальным органом, а также органом исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления.

Санитарно-защитные зоны

Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) рассматриваются как барьеры, необходимые для защиты здоровья и жизни населения в процессе использования объекта в штатном режиме.

СЗЗ всегда представляет собой опоясывающее объект кольцо определенного радиуса, который может иметь различные параметры в зависимости от следующих факторов:

  • класс опасности объекта;
  • объемы производства;
  • роза ветров;
  • направление производственной деятельности;
  • характеристики окружающего объект пространства.

Нюансы решений о том, что может быть установлено как санитарно-защитные зоны, об их изменении и прекращении существования в 2022 году претерпели существенные изменения. Согласно Постановлению Правительства №286 от 03 марта 2022, которое было принято 3 марта, теперь они возлагаются на Роспотребнадзор. Кроме того, данные решения могут быть приняты территориальными органами Роспотребнадзора, в функции которого также включаются задачи по определению конкретных видов объекты, решения относительно которых могут быть переданы в ведение регионов.

Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи, новости, дайджесты и мероприятия

Сообщение отправлено, мы свяжемся в ближайшее время.