Изменения в регулировании повлияют на работу проектных и экспертных организаций
В первой части пленарного заседания IV Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы обсуждались вопросы нормативного регулирования экспертной деятельности и – планируемые изменения и тенденции развития. Начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Александр Плескачев выступил с докладом «Об основных изменениях законодательства в сфере государственной экспертизы проектной документации».
Так, Александр Плескачев отметил, что в 2018 году было принято рекордное количество изменений нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности – в том числе в части, связанной с экспертизой проектов – и остановился на наиболее значимых из принятых законодательных актов. Наибольшее количество изменений в Градостроительный кодекс было внесено Федеральным законом 342-ФЗ.
Изменения затронули не только порядок ведения ЕГРЗ и предмет экспертизы, но и базовые понятия кодекса – в том числе, уточнено понятие «объект капитального строительства»: это здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). К некапитальным отнесены те, что не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Существенной переработке подверглась положения, касающиеся экономически эффективной проектной документации повторного использования. Например, появилась возможность использования проектной документации при подготовке проектной документации для аналогичного объекта.
Градостроительный кодекс дополнился понятием «снос объекта капитального строительства» и новой соответствующей главой 6.4, в которой регламентирован порядок осуществления данного мероприятия.
Изменения, внесенные в часть 3.4 статьи 49 Кодекса, расширяют перечень объектов, проектная документация по которым подлежит государственной экспертизе. «К таким объектам отнесены, например, те, строительство, реконструкция которых планируется в границах зон с особыми условиями использования территорий», – пояснил Александр Плескачев, – «Объекты массового пребывания граждан также подлежат обязательной экспертизе. А объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и инфраструктуры воздушного транспорта, в случае их строительства в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, по которым право собственности на данные объекты возникает у Российской Федерации, подлежат экспертизе на федеральном уровне».
Начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России отметил еще одно законодательное новшество: если ранее к особо опасным и технически сложным относились все объекты авиационной инфраструктуры, то теперь – только объекты инфраструктуры воздушного транспорта, указанные в части 2 статьи 7.1 Воздушного кодекса. К особо опасным и технически сложным также относятся теперь не все объекты железнодорожного транспорта общего пользования, но только объекты капитального строительства, указанные в статье 2 Федерального закона 17-ФЗ (железнодорожные вокзалы вместимостью свыше 900 пассажиров, тоннели длиной более 500 метров и другие). Вместо морских портов к особо опасным отнесены все портовые гидротехнические сооружения за исключением объектов, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов.
«Значительно изменились правила игры и в части капитального ремонта», – продолжил Александр Плескачев, – «Так в части 3 статьи 49 кодекса исключены изъятия, которые закрепляли обязательное проведение экспертизы проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования. А часть 1 статьи 48 Кодекса дополнена указанием на то, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства (в случае бюджетного финансирования такого ремонта) в обязательном порядке осуществляется подготовка только раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства». Еще одна новация заключается в том, что смета на капремонт подготавливается на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком. Акт должен содержать перечень всех дефектов с указанием их качественных и количественных характеристик таких дефектов, а также задание застройщика или технического заказчика на проектирование».
Спикер отметил, что весьма важные изменения, которые наверняка отразятся на работе как проектных, так и экспертных организаций, претерпели требования к проектированию. Так, Минстрою России даны полномочия по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям. С момента утверждения классификатора сведения об объекте в задании на проектирование и в проектной документации должны указываться в соответствии с классификатором.
В новой редакции изложена и часть 12 статьи 48 Кодекса, в которой уточняются требования к составу и содержанию разделов проектной документации. Изменения фактически снижают уровень детализации, установленный на уровне кодекса, и предусматривают расширение компетенции Правительства Российской Федерации. Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 года.
Александр Плескачев особо отметил изменения, внесенные в предмет экспертизы. Так, в предмет включена оценка технической части на соответствие заданию на проектирование. Также уточнена формулировка и ряд требований, на соответствие которым проект подлежит проверке в ходе экспертизы. В предмет включена проверка достоверности определения сметной стоимости – что означает, что сметчики должны стать аттестованными экспертами.
«Отдельно следует отметить новую часть 5.2 статьи 49 кодекса» – сказал спикер. – «Оценка проектной документации осуществляется теперь на соответствие требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, а применительно к линейным объектам – на дату утверждения проекта планировки территории».
В сентябре 2018 года Минстрой России издал приказ № 341/пр об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключений экспертизы, направленный на урегулирование вопросов подготовки заключения экспертизы после перехода к ведению ЕГРЗ.
Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий утверждены в новой редакции. Основные изменения касаются состава и структуры данных заключения. Также установлены особенности присвоения номера заключения – как в случаях, когда сведения о нем подлежат включению в ЕГРЗ, так и в иных. Заключение в виде электронного документа подписывается экспертами и утверждающим лицом. Вместе с тем, с учетом новых изменений очевидно, что приказ вновь требует актуализации.
Подводя итоги обзору, Начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Главгосэкспертизы России Александр Плескачев отметил основные направления развития нормативного регулирования. В первую очередь, оно направлено на совершенствование процедур и технологий экспертизы проектов, повышение качества проектирования и снижение издержек, а также изменение требований к экспертным организациям и экспертам. Совершенствование процедур и технологий экспертизы проектов включает следующие этапы: переход на оказание услуг в электронном виде, переход к машиночитаемым форматам данных и внедрение технологий информационного моделирования, оптимизация процедур, в том числе объединение процессов экспертизы и проверки достоверности сметной стоимости, соотношение экспертизы проектов и экологической экспертизы. Также будут оптимизироваться сроки оказания услуг.
Повышение качества проектирования и снижение издержек предусматривает развитие предпроектной стадии (аудит обоснования инвестиций), использование экономически эффективных проектов, оптимизацию требований к составу проектной документации и дифференциация по видам объектов и повышение роли главных инженеров и архитекторов проекта.
В свою очередь, изменение требований к экспертным организациям и экспертам, резюмировал Александр Плескачев, включает: введение института саморегулирования для организаций негосударственной экспертизы, новые направления аттестации экспертов и изменение порядка проверки знаний, стандартизацию деятельности экспертов и экспертных организаций, а также развитие новых компетенций, например, оценку эффективности и оптимальности проектных решений.