Обязанности работодателя по БДД: всё, что нужно знать по обеспечению безопасности дорожного движения в 2024 году

Обязанности работодателя по БДД: всё, что нужно знать по обеспечению безопасности дорожного движения в 2024 году

Транспортное средство – источник повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

В статье мы расскажем, какие требования по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - БДД), виды обучений, медосмотров, испытаний, инструктажей существуют.

Прочитав статью, вы узнаете:

  • Какие требования установлены к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по БДД
  • Как назначить ответственного за обеспечение БДД на предприятии. Порядок аттестации в ФБУ "Росавтотранс"
  • Как организовать испытания для водителей
  • Как провести инструктажи по БДД
  • Как организовать режим труда и отдыха водителей

Какие требования установлены к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по БДД

Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – 196-ФЗ) содержит основные требования к работодателям по БДД, независимо от их организационно-правовой формы, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Работодатели обязаны:

  • обеспечить безопасность управления ТС;
  • организовать оптимальный режим труда и отдыха для работников;
  • проводить анализ причин ДТП;
  • организовывать для водителей медосмотры – предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые, обязательное психиатрическое освидетельствование
  • обучить работников по охране труда, по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • своевременно проводить техосмотры и обслуживание ТС, не допускать выезд на линию ТС, при неисправностях, запрещенных законодательством;
  • страховать гражданскую ответственность владельцев ТС;
  • оснащать транспортные средства тахографами.

Дополнительные требования установлены при организации перевозок автобусами и грузовыми автомобилями.

  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
  • соблюдать правила для перевозки организованных групп детей автобусами.

Работодатели обязаны назначать ответственного за обеспечение БДД, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном Министерством транспорта РФ.

При этом назначать ответственного за обеспечение БДД, проводить инструктажи и испытания по БДД обязательно при организации перевозок грузовыми автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг, и автобусах, а также для юридических лиц и ИП, которые:

  • работают на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
  • работают на основании договора перевозки грузов;
  • перевозят людей и грузы автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

Указанные выше работодатели обязаны назначить ответственного за обеспечение БДД и организовать проведение инструктажей по безопасности перевозок пассажиров или грузов.

Такие требования содержит Приказ Минтранса России от 30.04.2021 N 145 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

Требования к водителям ТС

К водителям ТС применяются повышенные требования при приеме на работу.

Они должны проходить профессиональный отбор и профессиональное обучение, а также обязательное психиатрическое освидетельствование и предварительный медицинский осмотр, организуемые работодателем.

Медосмотры

Правила проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, медосмотров в течение рабочего дня (смены) определены в Порядке проведения медосмотров, утвержденном Приказом Минздрава от 30.05.2023 № 266н. Дистанционные предрейсовые и послерейсовые медосмотры нельзя проводить в случаях организованных перевозок групп детей или перевозки опасных грузов, а также на работах, связанных с регулярной перевозкой пассажиров в междугороднем сообщении по маршрутам, протяженность которых составляет 300 и более км.

Водительское удостоверение

Водительское удостоверение должно быть российского образца, но если ТС участвует в международном движении, должны быть международные права. В отношении соискателей - не граждан РФ действуют те же правила. Хочешь работать в России, отучись и получи российские права. Но есть исключение для граждан государств, где русский язык официальным. Такие водители могут работать на основании своих национальных водительских удостоверений, которые выданы в государствах, гражданами которых они являются.

Но есть исключение из этого правила, в том случае, если иностранный водитель получил вид на жительство или приобрел гражданство РФ до 1 апреля 2024 г., иностранные права (за исключением выданных в Республике Беларусь национальных прав), полученные до этой даты, признаются недействительными для управления ТС в РФ по истечении одного года со дня вступления в силу - 1 апреля 2024 г. Федерального закона от 10.07.2023 N 313-ФЗ.

Наличие квалификации и стажа работы

Проверьте наличие квалификации и стажа. Это требуется при приеме на работу водителей по перевозке опасных, крупногабаритных, тяжеловесных грузов. Категории таких водителей и требования к квалификации и стажу, которым они должны соответствовать, приведены, в частности, в Приказе Минтранса России от 31.07.2020 N 282.

Вы должны организовать вначале направление водителя на обязательное психиатрическое освидетельствование. Но если он ранее прошел психиатрическое освидетельствование по данному виду деятельности, признан пригодным и с момента освидетельствования прошло не более двух лет, такое освидетельствование можно не проводить.

Затем работника направляют на предварительный медосмотр, и вот если психиатр заметит неладное, работника придется все же направить на психиатрическое освидетельствование.

Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о его прекращении по реабилитирующим основаниям

Справка необходима в том случае, если водитель устраивается на работу:

  • по управлению легковыми такси (при перевозках пассажиров и багажа);
  • по управлению автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта (при перевозках пассажиров и багажа);
  • в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Если справка выдана иностранным государством, необходим ее заверенный перевод.

Запрещается привлекать к работе, связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение следующих преступлений либо подвергающихся уголовному преследованию за преступления, связанные с тяжким вредом здоровью, похищением, разбоем, на сексуальной почве, против общественной безопасности и конституционного строя. Такое требование содержит ч. 1 ст. 328.1 ТК РФ.

Обратите внимание на то что ваш водитель не имеет права работать по этой профессии по совместительству, если работа по основному месту также связана с управлением ТС (ч. 5 ст. 282, ч. 1 ст. 329 ТК РФ, Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349). Штраф установлен по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Как назначить ответственного за обеспечение БДД на предприятии

Если на балансе предприятия есть грузовой автотранспорт или автобус, возникает обязанность назначить ответственного за обеспечение БДД (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Даже ИП, который занимается перевозками грузов или пассажиров автобусом, микроавтобусом, в котором более 8 пассажирских мест, должны проходить аттестацию.

Если же на балансе работодателя исключительно легковой автотранспорт, не используемый для оказания услуг на сторону (только для личных нужд организации), аттестация не требуется (п. 1 Профессиональных и квалификационных требований, утв. приказом Минтранса от 31.07.2020 № 282).

Работодатель может назначить ответственным за БДД должностное лицо, отвечающее достаточно строгим квалификационным требованиям и успешно прошедшим аттестацию. При наличии среднего профессионального образования по направлениям подготовки должен быть стаж в области БДД не менее трех лет (например, вы взяли на работу бывшего сотрудника ГАИ). Если есть высшее образование по направлениям подготовки, указанным в 282 приказе, опыт в обеспечении БДД не требуется.

Ответственный должен иметь квалификационную подготовку по специальности или направлению группы 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», или при наличии другого образования пройти профпереподготовку для ответственного за обеспечение БДД. Но и наличия о образования недостаточно, нужно пройти аттестацию. 

Ответственный – это не должность, это обязанность по приказу. Поэтому вы можете назначить ответственным за БДД начальника гаража, или одного из руководителей или специалистов, отвечающих квалификационным требованиям и прошедших аттестацию.

С 1 января 2021 г. действует Приказ Минтранса России от 31.07.2020 N 283 "Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью".

Цель аттестации – определение возможности кандидата организовать работу по обеспечению БДД на предприятии.

Аттестация проводится по заявлению, подаваемому кандидатом самостоятельно.

Для подачи заявки зайдите на Госуслуги и перейдите по ссылке.

Для подачи заявления необходимо:

  • Внести сведения о заявителе
  • Предоставить документы об образовании или квалификации в соответствии с требованиями, указанными в п. 15.3 Приказа Минтранса от 31 января 2020 г. № 282
  • Ознакомиться с оптимизированным стандартом оказания услуги, разработанным в соответствии с постановлением Правительства от 30 июля 2021 г. № 1279.

Загрузить сканы дипломов и удостоверений необходимо в поле:

После внесения сведений о документе об образовании (диплом ВУЗа) и даты его выдачи, нужно заполнить сведения о повышении квалификации. Позаботьтесь о том, чтобы сканы были качественными, если файлов много, создайте единый архив.

Для того, чтобы быть назначенным ответственным за обеспечение БДД, необходимо предоставить сканы документа или квалификации, подтверждающие образование не ниже уровня среднего профессионального и квалификацию по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», профессиональную переподготовку на ответственного за обеспечение БДД.

Затем система предложит вам выбрать территориальный орган того федерального округа (субъекта РФ), в котором вы планируете аттестоваться и работать ответственным за БДД.

После того, как вы нажмете «Продолжить», система направит вам следующее уведомление:

Если ваши документы пройдут проверку без замечаний, ФБУ "Росавтотранс" в течение 14 рабочих дней направит вам свое решение. Затем аттестационная комиссия ФБУ "Росавтотранс" примет решение о дате и времени, и направит это решение в личный кабинет, на указанную электронную почту.

В назначенный срок будущий ответственный за БДД проходит электронное тестирование на русском языке. Вопросы для тестирования публикуются на сайте ФБУ "Росавтотранс". Сам тест состоит из 20 вопросов, на которые нужно ответить в течение 30 минут. Допускается две ошибки. Если тест не сдан, аттестационная комиссия принимает решение об отказе в аттестации.

Аттестация считается действующей с момента внесения успешного результата в реестре аттестованных специалистов.

После успешной аттестации и внесения регистрационной записи в реестр аттестованных специалистов по обеспечению БДД, работодатель издает приказ о назначении.

Ответственные за обеспечение БДД обязаны исполнять все требования, установленные в статье 20 196-ФЗ, в том числе:

проводить инструктажи по БДД и организовать испытание новых водителей;

организовывать работу диспетчеров, контролеров технического состояния транспорта, медицинского персонала по предрейсовому и послерейсовому медосмотру водителей;

проверять выпуск ТС на дороги общего пользования;

информировать участников дорожного движения (водителей, экспедиторов) о дорожной ситуации, климатических особенностях, других сложностях перевозок по маршрутам движения ТС;

- анализировать причины аварийности, составлять отчеты о работе, о происшествиях, проводить сверки в ГАИ и т.д.

Как обеспечить проведение испытаний

Продолжительность испытания — не больше трех месяцев. Это следует из пункта 7 Порядка, утв. приказом Минтранса от 29.07.2020 № 264 (далее – приказ № 264).

Как проводить испытание именно в вашей организации, следует описать в локальном нормативном акте, не противоречащем приказу № 264.

Водители маршрутного транспорта проходят испытание с выездом на дороги общего пользования и движением по маршруту без пассажиров и с ними. Для испытания вновь принятому водителю предоставляют транспорт того типа и модели, на котором он будет работать.

Испытание проводят под руководством водителя-наставника, назначенного приказом. Наставник должен отвечать следующим требованиям (п. 10 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения):

  • отсутствие за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по его вине;
  • стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств (не менее трех лет - при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле; не менее пяти лет - при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

По итогам испытания оформляют лист испытания. Форма документа рекомендованная, а вот требования к содержанию указаны в пунктах 7–12 приказа № 264. Срок хранения документов по испытанию – не менее пяти лет.

Как проводить инструктажи по БДД для водителей

Инструктажи по БДД проводит ответственный за обеспечение БДД в организации.

Существует четыре вида инструктажей по по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов:

  • Вводный
  • Предрейсовый
  • Сезонный
  • Специальный

Вводный инструктаж

Проводится при приеме на работу, после заключения трудового договора и прохождения вводного инструктажа по охране труда. Из программы вводного инструктажа по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузовновый водитель получает от ответственного за БДД информацию о видах перевозок, особенностях перевозимых грузов или составе пассажирских перевозок, установленных в этой организации, о нормах загрузки грузовых транспортных средств, о причинах аварийности и травматизма, об особенностях деятельности предприятия.

Включите в программу вводного инструктажа по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузовпорядок действий при ДТП, вопросы оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, порядок прохождения предрейсового и послерейсового медосмотра, порядок передачи автомобиля по смене..

Предрейсовый инструктаж

Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать на предрейсовом инструктаже по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов о характере перевозки, о сложностях, которые могут возникнуть, в том числе метеорологической обстановке. Если водитель за день совершает несколько рейсов по одному и тому же маршруту, предрейсовый медосмотр проводят только при первой выезде на дороги общего пользования.

Например: маршрут Мострансавто № 379 «Станция Расторгуево – Станция Бутово». Автобус курсирует туда и обратно, предрейсовый инструктаж проводится перед первым выездом.

Если же маршрут движения отличается, то инструктаж проводится перед каждым рейсом.

Например: до перерыва водитель ездил по маршруту Мострансавто № 379 «Станция Расторгуево – Станция Бутово», а после перерыва его направили по маршруту № 1202 «Боброво – БДД».

Сезонные инструктажи

Сезонные инструктажи по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов проводятся 2 раза в год - перед весенне-летним и осенне-зимним периодами.

Во время весенне-летнего инструктажа по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов водителю нужно рассказать об опасностях, связанных с таянием снега, схождения лавин, весенней распутицы.

Во время осеннего-зимнего инструктажа ответственный за обеспечение БДД должен рассказать водителям автобусов или грузовиков о том, как работать в условиях наступающего холодного периода года, являющегося испытанием для водителя и ТС: низкие температуры, гололед, экстренное торможение на льду и т.п.

Специальный инструктаж 

Специальный инструктаж по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов проводят при необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов).

При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя. Это указано в пункте 7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса от 30 апреля 2021 г. N 145.

Разработайте в своей организации Порядок проведения инструктажей и испытаний, определите форму учета инструктажей. В журнале укажите дату и вид проведенного инструктажа по БДД, должность, фамилию и инициалы проводившего инструктаж, фамилии и инициалы проинструктированных водителей и их подписи. Инструктажи можно проводить с применением ЭЦП. Какая ЭЦП будет применяться, укажите в Порядке проведения инструктажей.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 6 мая 2024 г. № 167 (зарег. в Минюсте 31.05.2024 г.), для персонала автомобильного и городского наземного электрического транспорта, а также транспортных средств, осуществляющих пригородные железнодорожные перевозки, утверждены новые правила инструктажа и проверки знаний в области транспортной безопасности. 

Согласно правилам, инструктаж и проверка знаний должны проводиться не реже одного раза в год. В случае изменения законодательства, работники обязаны пройти внеочередной инструктаж в течение одного месяца со дня вступления изменений в силу. 

Продолжительность проверки знаний составляет 45 минут, а инструктаж длится 4 академических часа. 

Также установлена форма журнала для регистрации проведенных инструктажей и проверок знаний. 

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2030 года.

Как организовать безопасный режим труда и отдыха водителей

Режим труда и отдыха водителей регулируется Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей ТС.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Если по условиям труда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени. Такой учет вводят только в том случае, если в организации есть представительный орган работников (например, профсоюз).

Рабочее время водителя включает время управления автомобилем, время специальных перерывов и время работы, не связанной с управлением ТС.

Время управления автомобилем должно быть не больше 9 часов в течение каждого периода, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени и временем использования ежедневного отдыха.

Допустимо увеличение времени управления до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

Чтобы завершить перевозку и (или) проследовать к месту стоянки, водитель может увеличить указанное время максимум на два часа. Время управления автомобилем не должно превышать 56 часов в течение одной календарной недели и 90 часов в течение любых двух последовательных календарных недель.

Для водителей автобусов и грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых больше 3,5 т, установлены аналогичные нормы времени управления транспортным средством (п. 26.2 Правил дорожного движения РФ).

Специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут водитель обязан сделать не позднее чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем после окончания времени отдыха или специального перерыва, если не наступает время отдыха или перерыва большей продолжительности. Указанное время управления можно превысить не более чем на час для проезда к стоянке для отдыха или к конечному месту назначения. При определенных условиях специальный перерыв можно разделить на несколько частей.

Разделить на части рабочий день (смену) водителя разрешено только с его согласия. Перерыв между частями установите не позже чем через 5 часов после начала работы.

Суммарное время перерывов не должно превышать 5 часов (для водителей, которые регулярно перевозят пассажиров и багаж в городском и пригородном сообщении, - 3 часов).

Время такого перерыва в рабочее время не включайте.

Условия разделения рабочего дня (смены) на части нужно отразить в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников.

График сменности для водителей (при введении сменной работы) необходимо составлять с учетом Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей. Вы обязаны согласовать график с представительным органом работников, а также под подпись ознакомить с графиком водителей не позднее чем за один месяц до введения графика в действие (ч. 4 ст. 103 ТК РФ).

Ежедневный (междусменный) отдых, включая перерыв для отдыха и питания, должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в рабочий день (смену) накануне отдыха.

Еженедельный отдых должен быть не меньше 45 часов. Этот отдых начинается не позднее шестого ежедневного периода после завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Еженедельный отдых можно сократить до значения не менее 24 часов. Сделать это можно не чаще одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель.

Разрешено сокращать еженедельный отдых до продолжительности не менее 24 часов в каждую календарную неделю:

  • экипажам при соблюдении приведенных условий компенсации отдыха;
  • водителям, которые работают вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и эксплуатируют автомобиль вне границ населенных пунктов, если сокращение компенсируется в течение учетного периода.

Перерыв для отдыха и питания так же, как и у других работников, должен быть от 30 минут до двух часов. Как правило, перерыв предоставляется в середине рабочего дня (смены).

Если по графику водитель работает больше восьми часов, можете предоставить ему два таких перерыва общей продолжительностью не меньше 30 минут и не больше двух часов. Время и конкретную продолжительность перерыва (общую продолжительность перерывов) устанавливают с учетом Правил внутреннего трудового распорядка.

 

 

Также в нашем телеграмм-канале можно скачать методичку для специалистов по охране труда, закрывающую 99% вопросов по ПП РФ 2464 - скачать методичку

Если вы переходите к скачиванию с компьютера, сначала нужно войти в ваш профиль Telegram по ссылке - https://web.telegram.org/, после этого еще раз открыть ссылку выше, и затем нажать «OPEN IN WEB»

Шобохонова Марина
Шобохонова Марина
Стаж работы в охране труда 32 года, консультант по вопросам охраны труда Департамента строительства Москвы, преподаватель Университета Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова
Шобохонова Марина
Шобохонова Марина
Стаж работы в охране труда 32 года, консультант по вопросам охраны труда Департамента строительства Москвы, преподаватель Университета Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова

Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи, новости, дайджесты и мероприятия

Сообщение отправлено, мы свяжемся в ближайшее время.