Как провести оценку профессиональных рисков силами работодателя
Прочитав эту статью, вы узнаете:
- Зачем работодателю нужна оценка профессиональных рисков (оценка профрисков, ОПР)
- Что будет, если не провести ОПР
- Как провести ОПР своими силами
Зачем работодателю нужна оценка профессиональных рисков
Оценка профрисков – процедура обязательная, как для микропредприятий, так и для крупных работодателей, и это уже не обсуждается. Можно получить финансовое обеспечение, если провести ОПР в аккредитованной по охране труда организации. Статья о другом – как провести оценку самим, если нет возможности или желания привлекать посторонних лиц.
С 1 января 2025 года отменяется мораторий на проверки работодателей со стороны государственной инспекции труда (ГИТ). Если учесть, что за достаточно короткий срок все то, что в охране труда было ранее рекомендованным, и стало обязательным, работодателям нужно постараться, чтобы не быть оштрафованным в лучшем случае, а в худшем – не стать виновником несчастного случая.
Диаграмма 1. Данные Роструда за 2023 год по причинам НС с тяжелыми последствиями (ТГС – тяжелые. групповые, смертельные)
Все эти НС с тяжелыми последствиями – реализованные или вообще не идентифицированые опасности.
По данным территориальных органов Роструда за 2023 год расследовано и признано связанными с производством 4 905 несчастных случаев с тяжелыми последствиями. Из общего количества НС на производстве с тяжелыми последствиями:
Тяжелый исход – 3543
Групповые НС – 326
Смертельный исход – 1036
Основные причины НС с тяжелыми последствиями (ТГС), по данным Роструда в 2023 году, следующие:
- Падение на ровной поверхности одного уровня – 9%
- Падение при разности уровней высот – 23%
- Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. – 21%
- Транспортные происшествия – 16%
- Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. – 11%
- Иные виды несчастных случаев – 20%
Если учесть, что риск-ориентированные подходы активно внедряются с 2014 года, не наблюдается картина снижения травматизма, даже с учетом теневых трудовых отношений и локаутов (например, COVID)/ 2020 вообще не является показательным в части снижения или роста травматизма, так как производство просто стояло колом.
Все это свидетельствует о том, что оценка рисков не проводится с должной тщательностью, и работодатели не считают эту работу важной. Работодатели могут сами определить – своими силами проводить оценку рисков, или предложить эту работу «профессионалам». Не спорю, есть асы в оценке рисков, но их – единица, а шарлатанов – тьма.
Допустим ситуацию, что в организации произошел несчастный случай. Любая производственная травма по своей сути, является реализацией опасности, которая стала неуправляемой. На предприятие впервые приедет внешний аудитор с экономическим или юридическим образованием, и грамотно оценит все производственные риски. Аудитор не знает ваше производство, и возможно, не будет стараться – ответственности ноль, если из-за неоцененного риска погибнут люди, к ответу будет привлечен работодатель.
Всё расследование НС является проверкой, были ли профриски идентифицированы, и предпринимал ли работодатель мероприятия по снижению или исключению рисков. И если его действия были недостаточными, или не проводились вообще, речь идет об организационных проблемах.
При проверке ГИТ должен получить четкие и однозначные ответы на следующие сложные вопросы:
- выполнил ли работодатель все обязательные этапы оценки профессиональных рисков (ОПР), а именно:
- идентифицировал вероятность наступления НС;
- оценил уровни рисков;
- разработал и организовал мероприятия по управлению рисками, а именно:
- исключил опасные процессы из технологической цепочки;
- снизил риски путем проведения реальных инженерно-технических мероприятий.
Хоть сто раз проведи инструктаж, но всегда надежнее заменить неисправное оборудование. Хоть две каски надень на голову, но от падающей плиты сбережет радиус безопасной зоны и ограждения.
Необходимо предпринимать мероприятия по охране труда, которые реально снижают риски: служат для извещения работников об опасностях, установка сигнализации, ограждений, модернизация оборудования, нанесение разметки, установка стоп-сигналов.
Кроме риск-ориентированных мероприятий Минтруда, которые перечислены в начале перечня мероприятий по снижению рисков, утвержденным Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 771н, необходимо по результатам ОПР переработать инструкции по охране труда, программы обучения, внести корректировки в нормы обеспечения СИЗ - если это будет необходимым.
Работодатель принимая решение привлекать стороннюю организацию, также рискует, так как в финал ответственность за качество несет работодатель.
Плюсом внешнего эксперта является свежий, не замыленный взгляд. Но есть основное условие – чтобы этот взгляд был профессиональным. В противном случае, работодатель просто потратит деньги на очередное бесполезное мероприятие.
Организация своими силами оценки рисков имеет и плюсы, и минусы. Оценка рисков – процедура не одного дня, она отнимает и время, самое главное. Но если работу запланировать и следовать по шагам, если в начале пути видеть конечную цель, то все становится возможным.
Что будет, если не провести ОПР
Работодатель должен проводить ОПР и проводить мероприятия по управлению рисками.
Требование проводить оценку профрисков указано в 214 и в 218 статьях ТК РФ.
Неисполнение данного требования является основанием для привлечения к ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП.
В пункте 5 Примерного положения о СУОТ, утвержденного Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н указано, что система управления охраной труда базируется на управлении рисками.
В п. 23 Примерного положения указано, что нужно не только провести оценку рисков, но и обосновать, почему оценка была проведена тем или иным способом (выбор методики).
Выбор методики зависит от характерных особенностей конкретного работодателя. При этом можно использовать разные методы в их совокупности, а можно изобрести свой собственный метод. Главное – метод оценки уровня рисков должен учитывать специфику деятельности предприятия, нельзя упрощать сложность процедуры оценки рисков, если выявленные опасности требуют немедленной реакции.
Чем сложнее производство, тем сложнее должны быть и расчеты риска, тем эффективнее должны быть меры ответа на полученные результаты. Когда стоит речь о том, что технология производства не против убивать работников, не до чайных церемоний.
Как провести ОПР своими силами
Работодатели знают из наших статей и вебинаров, что на сегодняшний день Минтрудом не установлены нормативные правовые требования к порядку проведения оценки уровня профессионального риска. Как примерно организовать процедуру, указано в разделе III Приказа Минтруда от 29.10.2021 № 776н. Есть отличные рекомендации в Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 36 "Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей".
Но мало кто знает, что есть еще чек-лист Роструда № 20 (Приказ Роструда от 01.02.2022 N 20 (ред. от 16.02.2024) "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"), в котором указаны требования к порядку проведения ОПР, руководство для проверяющего инспектора.
🔥📋 Скачайте чек-лист инспектора ГИТ по ОПР - в нашем телеграмм-канале
Законодательство не запрещает проводить ОПР самим.
И даже не устанавливает требования к повышению квалификации или профессиональной переподготовки по оценки рисков.
Также Минтруд не обязывает создавать какую-то специальную комиссию или рабочую группу по оценке рисков, в которой все участники специалисты по рискам. Работодатель сам принимает решение – каким способом проводить ОПР, потому что он сам отвечает за результат – стремление к нулевому травматизму.
Работодатель обязан проинформировать работников своей организации, а также работников подрядчика, и других заинтересованных лиц о результатах проведенной оценки профрисков. Требование вносить в трудовой договор сведения о результатах ОПР, по аналогии с СОУТ, пока отсутствуют.
Организация и планирование работ по идентификации опасностей и оценке рисков включает:
- определение целей оценки;
- принятие решения о выполнении оценки;
- назначение ответственных и (или) создание рабочей группы;
- принятие решения о необходимости проведения обучения членов рабочей группы;
- составление плана проведения работ;
- сбор исходной информации;
- информирование работников организации.
На подготовительном этапе необходимо определить ответственных за проведение ОПР. Специалист по охране труда обязан организовать работу людей, которые будут участвовать в процедурах оценки профрисков, разработки плана мероприятий по снижению рисков. Это его обязанность.
Мой совет: всех, кто будет проводить ОПР, обучите в УЦ как минимум по программе 46 «б». И если вы проводите работы повышенной опасности, то для идентификации опасностей необходима подготовка ответственных за проведение ОПР в учебном центре по программе 46 «в». И все таки рекомендую пройти курс повышения квалификации по рискам.
Решение о составе комиссии принимает работодатель, в состав комиссии могут быть включены представители от работников и от работодателя, можно привлечь эксперта по договору подряда, если есть такая необходимость.
Специалисту по охране труда не нужно взваливать на самого себя всю процедуру ОПР. Это очень трудозатратно, и никто не освобождает специалиста от текущей работы. Вы должны понимать, что это – проект, а проект требует планирования.
Цель оценки рисков - составить перечень опасностей, установить категории риска, их значимость, определить корректирующие мероприятия по управлению рисками.
Необходимо понять, а с какими вредными или опасными факторами, или опасностями сталкивается работник, выполняя свои функциональные обязанности.
Для этого необходимо:
- Собрать исходную информацию, необходимую для нахождения и распознавания опасностей на рабочих местах.
- Найти и распознать опасности на основе анализа законодательных требований в области охраны труда.
- Найти и распознать опасности на основе обхода и осмотра рабочих мест.
- На первом этапе работодатель собирает информацию, включающую:
- Виды выполняемых работ, сведения о зданиях, сооружениях, о территориях, оборудовании, технологических процессах, применяемых инструментах, сырье и материалах — источниках опасностей.
Риск является сочетанием вероятности возникновения опасного события и возможной тяжести ущерба, причиняемого опасностью.
Количество выявленных опасностей в организации, а, следовательно, и рисков может быть велико, поэтому определение величины и значимости риска позволит выявить наиболее важные (проблемные) вопросы с точки зрения безопасности.
Поскольку процесс совершенствования безопасности является постоянным, сначала необходимо решить наиболее важные проблемы и только посте этого заниматься менее значимыми. Градация риска по уровню позволит выделить такие риски, мероприятия по которым необходимо проводить в первую очередь.
Величина профриска устанавливается произведением
- вероятности (частоты) возникновения опасного события;
- тяжести ущерба, причиняемого опасностью.
Величину и степень риска оценивают с применением матрицы оценки риска (таблица 1).
Важно определить четкую градацию тяжести ущерба и вероятности возникновения для оценки сопоставимых событий. Определение критериев тяжести и вероятности позволит обеспечить идентичность проведения оценки в разное время и разными экспертами.
Для определения уровня риска определяют уровень тяжести последствий по критериям, представленным в Таблице 2.
Не нужно абстрагироваться от результатов СОУТ.
В случае, если по определенной опасности по результатам СОУТ была установлена вредность, сопоставьте уровень тяжести последствий НС с учетом класса условий труда и признаков тяжести последствий в Таблице 3.
Вероятность наступления неблагоприятного события устанавливают по данным Таблицы 4, с обязательным учетом частоты возникновения. Если нет статистики, применяйте статистические допущения. Например, для кого-то нормальным является 50 НС в год, а для кого-то один НС в 2001 году до сих пор является незабываемым страшным опытом.
По матрице оценки риска определяют величину риска на основе установленной вероятности события и тяжести последствий. На пересечении двух выбранных направлений будет величина определенного уровня риска.
Величина риска различается от минимального (малый риск) до максимального (недопустимый риск).
В зависимости от величины риски подразделяют на пять уровней:
- малые;
- умеренные;
- средние;
- значительные;
- недопустимые.
Результаты оценки рисков заносятся в карту ОПР.
Риски должны быть проранжированы с точки зрения приоритетности мероприятий по их управлению.
Критерии значимости риска представлены в Таблице 5.
В красной зоне – недопустимый риск, требующий немедленного исключения из производственной деятельности.
Например, на одном и том же конвейере работники время от времени теряют руки – кто плечо, кто пальцы. Причина – неисправность, которую дороже починить, чем купить новый конвейер. Поэтому работу на аварийном конвейере прекращают, а отрыватель конечностей демонтируют. Все эти работы нужно отразить в плане мероприятий по исключению и снижению рисков – ведь все это невосполнимые ресурсы денег и времени.
В зеленой зоне – малый приемлемый риск, он может быть установлен в основном у пользователей ПЭВМ. Желтая зона, зона цвета испуганной нимфы и облепиховый цвет – это допустимые риски. Но у них разная интенсивность. Например в облепиховой зоне З риски нужно срочно снижать, но это – еще не «красная зона».
В результате работодатель получает информацию, по каким рискам нужно принять приоритетные меры – исключить их или снизить.
Оценка рисков – инструмент, с помощью которого можно управлять ими.
По итогу, работодатель должен утвердить отчет о проведении оценки рисков, а также план мероприятий по их управлению.
🔥📋 Скачайте в нашем телеграмм-канале:
- Перечень ЛНА, разрабатываемых после проведения ОПР
- Перечень мер по управлению (снижению) идентифицированными рисками
- План мероприятий по управлению профессиональными рисками
- Критерии оценки вероятности возникновения опасности
- Категории рисков (значимость риска и приоритетность мероприятий по его управлению)
- Перечень опасностей
- Образец карты оценки профессиональных рисков
Эти документы и Реестр идентифицированных опасностей должны быть доведены до тех работников, чьи рабочие места были оценены в ходе ОПР.
После того, как комиссия по проведению ОПР (рабочая группа) ознакомит работника с отчетными формами – например, картой рисков на рабочем месте, потребуется еще и ознакомить сотрудника со своим видением того, что теперь делать с рисками.
При этом существует основной принцип: условия труда не должны ухудшаться, а риски не должны возрастать. Для этого приобретается новое оборудование, проводится ремонт помещений и зданий, проводится обучение на курсах.
Оценка рисков не требует огромных финансовых вливаний или начертания на золоте. Главное – что это оценка ваших, а не эфемерных рисков. Формально, без души, без цели, оценку рисков проводить не нужно, так как затраты на документирование будут ровно такими же, если провести ОПР качественно.
Если вам требуется делегировать проведение оценки профессиональных рисков, вы можете обратиться в нашу организацию, оставив заявку на сайте или направив запрос на электронную почту.
Пронин Вадим, генеральный директор ООО "Учебно-экспертный центр "Стандарт безопасности"