Профстандарт «Специалист по обучению в области охраны труда»: зачем нужен, кто разрабатывает, для кого предназначен

Профстандарт «Специалист по обучению в области охраны труда»: зачем нужен, кто разрабатывает, для кого предназначен

На сайте Минтруда размещен проект профстандарта «Специалист по обучению в области охраны труда».

Это вызывает множество вопросов в профессиональной среде, так как этого документа нет на портале проектов нормативных правовых актов «регулейшен», и никто не знает, каков юридический статус этого проекта. В статье мы рассказали, для кого разработан проект документа, в какой стадии подготовки он находится, и как по нему в дальнейшем работать.

Содержание статьи:

  1. Зачем нужен новый профстандарт, если уже есть профстандарт № 274н?
  2. Кто разрабатывает проект документа, где с ним можно ознакомиться, и на какой он стадии сегодня?
  3. Для кого разрабатывается?
  4. Содержание профстандарта
  5. В каких случаях профстандарт имеет силу обязательного документа?

Зачем нужен новый профстандарт, если уже есть профстандарт № 274н?

Обучение по охране труда с 1 марта 2022 года относится к профилактическим мероприятиям по охране труда, направленным на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, существенно повышается качество подготовки работников, ответственных за процесс обучения.

Обучение должно послужить для снижения тяжести последствий ущерба для здоровья, и стать специализированным процессом получения знаний, умений и навыков. Это указано в п.3 Правил обучения по охране труда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 2464 от 24.12.2021 г.

Обучение по охране труда не является дополнительным профессиональным образованием. Это влечет за собой то, что учебные центры больше не обязаны иметь лицензию на образовательную деятельность для проведения обучения в рамках Порядка обучения № 2464 – достаточно получить аккредитацию. Но если УЦ занимается еще и повышением квалификацией или переподготовкой, а это – дополнительное профессиональное образование, потребуется еще и лицензия.

Казалось бы, любой может заниматься теперь обучением – руководить учебным центром, преподавать дисциплины по охране труда, первой помощи, применению СИЗ.

В настоящее время учебные центры принимают на работу преподавателей по охране труда, которые отвечают указаниям в профстандарте 274н, а в нем не учитывается специфика именно педагогической работы, или работы с авторами учебных программ.

Нужно уметь преподавать, и не ко всем это приходит с возрастом. Нужно уметь научить проводить стажировку, значит, необходимо знать, как именно должен стажироваться взрослый человек, а это большая разница по сравнению с педагогами для школьников или студентов. Нужно знать «кухню» разработки учебно-методического материала.

Чтобы не допустить к процессу обучения по охране труда некомпетентных лиц, Минтруд дал поручение Совету по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения подготовить предложения, и по ним разработать отдельный профстандарт для тех, кто будет обучать работников по охране труда.

Профстандарт «Специалист в области охраны труда» № 274н не предусматривает ряд обязанностей, которые есть у специалиста по обучению в учебном центре, или директора такого центра. При этом каждый опытный специалист по ОТ или руководитель службы может работать преподавателем или руководителем УЦ, но не каждый специалист или руководитель УЦ сможет быть в нем преподавателем.

Трудовые функции специалиста по обучению существенно отличаются от функционала специалиста по охране труда. Однозначно, что ответственности и обязанностей у преподавателя в разы меньше, чем у наших коллег – специалистов по охране труда. Обучение по ОТ со стороны специалиста по охране труда включает в себя методическую помощь руководителям подразделений и контроль соблюдения сроков обучения, создание материально-технической базы и другие наши повседневные задачи.

Трудовые функции по обучению в УЦ представляют собой набор процедур – от преподавания того, как учить, инструктировать и стажировать, от разработки оценочных средств до регистрации протокола в личном кабинете УЦ.

Кто разрабатывает проект документа, где с ним можно ознакомиться, и на какой он стадии сегодня

В настоящий момент (8 сентября 2023 года) проект профстандарта размещен на сайте Минтруда. С проектом можете ознакомиться здесь.

Совет по квалификациям, по поручению Минтруда с участием образовательных организаций, разработал проект профессионального стандарта «Специалист по обучению в области охраны труда» и составил график утверждения и регистрации в Минюсте проекта нового нормативного правового акта. На сайте проект разместили для публичных общественных обсуждений (ПОО), что  отвечает пункту 2 графика, утвержденного председателем Совета профессиональных квалификаций Юрием Герцием.

Ознакомьтесь с этим графиком:

Разработчиками проекта являются:

  • Автономная некоммерческая организация «Научно-технический центр «ТЕХНОПРОГРЕСС» (АНО НТЦ «ТЕХНОПРОГРЕСС»), город Москва
  • Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», город Москва
  • Общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Ассоциация «Безопасность и качество», город Москва
  • Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», город Москва
  • Общество с ограниченной ответственностью «Межотраслевой центр оценки квалификации «ТЕХНОПРОГРЕСС», город Москва
  • Общество с ограниченной ответственностью  «Центр оценки квалификаций «Партнёрство», город Пермь
  • Общество с ограниченной ответственностью «Томский областной центр охраны труда», город Томск
  • Общество с ограниченной ответственностью «Центр Оценки Квалификации и Обучения №1», город Москва
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России (ФГБУ «ВНИИ труда»), город Москва
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет им.Н.Э.Баумана(национальный  исследовательский университет», город Москва
  • Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнёрства», город Санкт-Петербург
  • Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр «ИТЦПТМ», город Хабаровск

Как видите, разработчиков много, как много и ошибок в проекте.

Например, оказывается, специалист по обучению должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Такой вид помощи в рамках обучения по охране труда не рассматривается, есть только первая помощь, и кто-нибудь из двенадцати учебных центров мог бы и заметить этот ляп.

Согласно графика СПК, планируется завершить работу по подготовке проекта до 1 октября 2023 г. После того, когда проект будет одобрен и подписан Минтрудом, он будет внесен на портал проектов НПА «регулейшен» для дальнейших процедур по общественным обсуждениям, по оценке регулирующего воздействия, по экспертизе на коррупционную составляющую. Когда документ поступит на регистрацию в Минюст, в силу он может вступить в один из месяцев – в марте или в сентябре соответствующего года.

Для кого разрабатывается?

При условии принятия, профстандарт «Специалист по обучению охране труда» будет необходим для определения требований к квалификации и опыту работы персонала организаций, которые проводят обучение по охране труда (учебные центры по охране труда) – от преподавателей (6 квалификационный уровень) до заместителя по обучению и руководителя такого центра (7 квалификационный уровень).

Кроме того, с помощью профстандарта можно составить должностную инструкцию для специалистов, обосновать штатную структуру, разделить ответственность и обязанности.

Проектом предусмотрены две обобщенных трудовых функции:

  1. проведение обучения требованиям охраны труда для специалиста с 6 уровнем;
  2. организация обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда для заместителя по учебной работе и руководителя учебного центра с 7 уровнем (трудовые функции для этого уровня я отметила желтым цветом).

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

Наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Проведение обучения требованиям охраны труда

6

Обучение общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда

A/01.6

6

Обучение проведению инструктажей по охране труда

A/02.6

6

Обучение проведению стажировки на рабочем месте

A/03.6

6

Обучение оказанию первой помощи пострадавшим

A/04.6

6

Обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты (СИЗ)

A/05.6

6

Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков

A/06.6

6

Обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ повышенной опасности

A/07.6

6

B

Организация обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда

7

Планирование и организация процесса обучения по охране труда

B/01.7

7

Контроль и оценка качества обучения по охране труда

B/02.7

7

Взаимодействие с организациями, участниками отношений в сфере обучения по охране труда

B/03.7

7

6 уровень – исполнительский. Здесь разработка программ, обучение тех, кто будет проводить инструктажи и обучение у работодателей, выгрузка результатов обучения в реестр.

7 уровень – стратегический, он определяет цели развития учебного центра, в том числе путем взаимодействия с государственными и общественными органами, профессиональными сообществами, производителями СИЗ, разработчиками правил по охране труда и другими лицами.

Если в учебном центре есть заместитель руководителя, который отвечает за материально-техническое обеспечение или маркетинг, требования к наличию квалификации по проекту профстандарт не устанавливает.

Работодатель также вправе организовать свой учебный центр, для внутренних нужд, и пользоваться рекомендациями профстандарта по образованию и обучению педагогов, по опыту практической деятельности, по наличию особых условий допуска к работе. Поскольку он будет проводить обучение только для нужд своей организации, ему не нужна аккредитация. Но как только он начнет оказывать эту услугу на сторону, придется аккредитоваться.

Содержание профстандарта

В настоящий момент требования к педагогическому составу учебных центров по охране труда определен пунктом 7 Правил аккредитации учебных центров по охране труда. Эти правил утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334.

Так, для проведения обучения по охране труда, преподавателю нужно иметь высшее образование, стаж работы в организации, оказывающей услуги обучения по охране труда, не менее одного года или опыт практической работы в области охраны труда не менее 5 лет в течение 10 лет, предшествующих дню подачи заявления об аккредитации, и прошедших проверку знания по той программе, которую он будет в дальнейшем преподавать (46а, б, в, первую помощь, СИЗ), и успешно прошедшим тестирование в ЕИСОТ не реже 1 раза в 3 года. 

Будем строже.

Один год работы в учебном центре не заменит производственную биографию. Можно вообще возле кулера сидеть и в тестировании ЕИСОТ копаться весь год, и не стать от этого человеком, который может научить промышленного альпиниста эвакуации с высоты в случае обрыва троса.

Поэтому Минтруд решил установить профессиональные требования к преподавателям (6 уровень)  и руководству УЦ (7 уровень) в новом профстандарте «Специалист по обучению в области охраны труда».

Так, в проекте профстандарта перечислены следующие требования к образованию и обучению специалиста по обучению в области охраны труда (6 уровень квалификации).

Показатель Описание

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - бакалавриат или высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда

Требования к опыту практической работы

Высшее образование - бакалавриат - без предъявления к опыту работы.

При наличии непрофильного высшего образования для специалиста по охране труда - не менее одного года стажа работы в организации, оказывающей услуги обучения по охране труда.

При наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда - не менее 3-х лет стажа работы в организации, оказывающей услуги обучения по охране труда

Особые условия допуска к работе

Обучение по охране труда не реже одного раза в три года и проверка знаний требований охраны труда на сайте ЕОИС ОТ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Для обучения по оказанию первой помощи необходимо наличие дополнительного профессионального образования - программы повышения квалификации преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.

Требования к образованию и обучению руководителя и заместителя по обучению в области охраны труда (7 уровень квалификации) следующие:

Показатель

Содержание

 

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - специалитет, магистратура или Высшее образование (непрофильное) - специалитет, магистратура

Требования к опыту практической работы

Не менее пяти лет специалистом по обучению в области охраны труда

Особые условия допуска к работе

Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года путем на сайте единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда (ЕОИС ОТ) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Мы видим отличие в подготовке обычного преподавателя и заместителя руководителя учебного центра (по учебно-методической работе).

Здесь уже недостаточно иметь четырехлетнее высшее образование в форме бакалавриата (пережиток болонской системы), и вообще не допускается отсутствие высшего образования.

Также нужен пятилетний опыт работы преподавателем по охране труда.

В каких случаях профстандарт имеет силу обязательного документа?

Не всегда профстандарты являются обязательными для применения. В Трудовом кодексе строго определены случаи, когда работодатели должны соблюдать указания профстандартов, а когда нет.

Профстандарт обязателен, если в нормативном правовом акте указано, что должность или профессия претендует на компенсации и льготы. Но преподаватели учебных центров не электрогазосварщики и не рентгенолаборанты, шахтеры или электролизники, поэтому им на досрочную пенсию не выходить (ч.2 ст.57 ТК РФ).

Если требования к квалификации указаны в законе или в в нормативном правовом акте, они становятся обязательными. И вот тут как раз стоит отметить, что требования такие по квалификации и опыту содержат Правила аккредитации N 2334.

Поэтому, согласно ст.195.3 ТК РФ, каждый преподаватель, каждый специалист по обучению, каждый завуч и директор УЦ должны соответствовать будущему профстандарту.  

Если же директор УЦ примет на работу специалиста по обучению без нужной подготовки, придется ему самому доучивать такого работника, или расставаться. Пока профстандарт не вступил в силу, самое время пройти нужное обучение.

Шобохонова Марина
Шобохонова Марина
Стаж работы в охране труда 32 года, консультант по вопросам охраны труда Департамента строительства Москвы, преподаватель Университета Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова
Шобохонова Марина
Шобохонова Марина
Стаж работы в охране труда 32 года, консультант по вопросам охраны труда Департамента строительства Москвы, преподаватель Университета Правительства Москвы им. Ю.М. Лужкова

Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи, новости, дайджесты и мероприятия

Сообщение отправлено, мы свяжемся в ближайшее время.